Полякова: не нужно эмоционально реагировать на двойку ребенка за контрольную
Контрольные — это почти всегда стресс для ребенка, особенно если знания не даются легко. Как воспринимать двойки за проверочные работы правильно и как родителям помочь ребенку справиться с неудачей и улучшить оценки, 20 марта «Известиям» рассказала психолог, методист образовательной платформы «Учи.ру» Ирина Полякова.
«Оценка за контрольную не говорит о способностях ребенка в целом. Она отражает только знания в текущий момент и подсказывает, всё ли хорошо или что-то нужно подтянуть. Поэтому двойка — не провал, а указание на слабые места. Это подсказка позаниматься больше, узнать что-то новое, стать лучше. А иногда двойка связана еще и с психологическим состоянием ребенка: слишком переволновался и что-то забыл, перепутал», — сказала она.
Если ребенок «принес» двойку, самое важное правило для родителей — оставаться спокойными. Часто, когда ребенок получает низкую отметку, родитель реагирует эмоционально: «С такими оценками ты никуда не поступишь!», «Ты подводишь всю семью!», «Вот Петя какой молодец! А ты что?» Реакция родителей может сильно влиять на эмоциональное состояние ребенка, указала Полякова.
«Оценка за контрольную не говорит о способностях ребенка в целом. Она отражает только знания в текущий момент и подсказывает, всё ли хорошо или что-то нужно подтянуть. Поэтому двойка — не провал, а указание на слабые места. Это подсказка позаниматься больше, узнать что-то новое, стать лучше. А иногда двойка связана еще и с психологическим состоянием ребенка: слишком переволновался и что-то забыл, перепутал», — сказала она.
Если ребенок «принес» двойку, самое важное правило для родителей — оставаться спокойными. Часто, когда ребенок получает низкую отметку, родитель реагирует эмоционально: «С такими оценками ты никуда не поступишь!», «Ты подводишь всю семью!», «Вот Петя какой молодец! А ты что?» Реакция родителей может сильно влиять на эмоциональное состояние ребенка, указала Полякова.
«Поэтому важно не выражать гнев или разочарование, иначе есть риск усугубить ситуацию. Лучше поговорите с ребенком о его чувствах, чтобы установить с ним доверительную связь и поддержать его эмоционально. Скажите ребенку: «Твои ошибки — всего лишь опыт, который поможет тебе стать лучше», «Не сдавайся, двигайся вперед, у тебя есть все качества для достижения успеха». Без осуждения проанализируйте и обсудите с ребенком причины неудачи. Уточните у него, можно ли предпринять какие-то действия, чтобы в следующий раз он смог улучшить результат. Это могут быть как дополнительные занятия, так и репетитор по предмету, или помощь родителей с какой-то темой. Предложите и помогите ребенку выработать и написать план действий», — рекомендовала эксперт.
По словам психолога, помогать ребенку стоит тогда, когда есть на это запрос.
«Бывает, что ребенок не справляется, но не догадывается попросить о помощи, — тогда можно мягко ее предложить. Показать ребенку, что он не один, ему есть на кого положиться. Иногда именно в этом и заключается помощь: дать ребенку убедиться, что родители — его поддержка и опора. Но если ребенок абсолютно уверен, что сможет всё написать, и отказывается от помощи, то навязывать ее не стоит. Если родители берут инициативу на себя, внутренняя мотивация снижается. А когда у детей появляется свой интерес и желание справиться с задачей, они начинают буквально с головой погружаться в новую тему», — сказала она.
При подготовке к контрольной работе важно грамотно организовать повторение материала, отметила Полякова. Учитывайте особенности ребенка: одним удобно воспринимать информацию на слух и проговаривать родителям для закрепления, другим нужно обязательно записать основные мысли, чтобы сработала моторная память. А самый эффективный и приятный способ усвоить материал для ребенка — игровой. Образовательные курсы в интерактивном формате способны вовлечь ребенка, закрепить пройденные темы и восполнить пробелы, а также заинтересоваться углубленным изучением предмета.
«Помимо игр, важно, чтобы вошли в привычку рутинные практики: делать работу над ошибками в домашних и классных работах, тренировать навык самопроверки при выполнении домашних заданий. Учиться гибкости мышления: если не знаешь точный ответ, рассуждай, ищи выход. Другими словами — учить учиться. Если ребенок умеет работать с информацией на протяжении четверти или триместра, ему будет проще подготовиться к контрольной. В целом при подготовке к контрольной помощь родителей может потребоваться на разных этапах: в организации работы, в создании доброжелательной рабочей атмосферы, в совместном разборе конкретных задач, правил и тем. А иногда важно просто любить и не мешать. Поддерживайте ребенка, избегайте неврозов, показывайте, что вы в него верите, и помните: главное в контрольных — не оценки, а закрепленные во время подготовки знания», — заключила эксперт.
«Бывает, что ребенок не справляется, но не догадывается попросить о помощи, — тогда можно мягко ее предложить. Показать ребенку, что он не один, ему есть на кого положиться. Иногда именно в этом и заключается помощь: дать ребенку убедиться, что родители — его поддержка и опора. Но если ребенок абсолютно уверен, что сможет всё написать, и отказывается от помощи, то навязывать ее не стоит. Если родители берут инициативу на себя, внутренняя мотивация снижается. А когда у детей появляется свой интерес и желание справиться с задачей, они начинают буквально с головой погружаться в новую тему», — сказала она.
При подготовке к контрольной работе важно грамотно организовать повторение материала, отметила Полякова. Учитывайте особенности ребенка: одним удобно воспринимать информацию на слух и проговаривать родителям для закрепления, другим нужно обязательно записать основные мысли, чтобы сработала моторная память. А самый эффективный и приятный способ усвоить материал для ребенка — игровой. Образовательные курсы в интерактивном формате способны вовлечь ребенка, закрепить пройденные темы и восполнить пробелы, а также заинтересоваться углубленным изучением предмета.
«Помимо игр, важно, чтобы вошли в привычку рутинные практики: делать работу над ошибками в домашних и классных работах, тренировать навык самопроверки при выполнении домашних заданий. Учиться гибкости мышления: если не знаешь точный ответ, рассуждай, ищи выход. Другими словами — учить учиться. Если ребенок умеет работать с информацией на протяжении четверти или триместра, ему будет проще подготовиться к контрольной. В целом при подготовке к контрольной помощь родителей может потребоваться на разных этапах: в организации работы, в создании доброжелательной рабочей атмосферы, в совместном разборе конкретных задач, правил и тем. А иногда важно просто любить и не мешать. Поддерживайте ребенка, избегайте неврозов, показывайте, что вы в него верите, и помните: главное в контрольных — не оценки, а закрепленные во время подготовки знания», — заключила эксперт.
6 марта из опроса MAXIMUM Education стало известно, что 60% родителей делают уроки со своими детьми, большинство из которых — ученики 7–9 классов. Полностью самостоятельно и без какой-либо помощи выполняют домашнее задание 28% школьников.