Малыш и гаджет: как помочь ребенку стать айтишником
Современные дети неразлучны с мобильными телефонами, планшетами и прочими гаджетами. Родители переживают - "нездоровая зависимость". А вдруг эта зависимость - увлечение, которое имеет все шансы стать в будущем профессией в перспективной сфере информационных технологий? Как помочь ребенку, направить его интерес?
Заняться программированием
- Дети могут изучать программирование примерно с шести лет. Но надо понимать, что это не написание кода, а создание алгоритмов, то есть инструкций для решения конкретных задач, - говорит партнер Лиги Цифровой Экономики Александр Сычев. - Существуют специальные онлайн-инструменты, которые позволяют придумывать алгоритмы в игровой форме. Они работают так: ребенок составляет разнообразные инструкции, например, как сказочному персонажу пройти вправо или влево. Постепенно игра усложняется: персонажу нужно не просто двигаться, а обойти препятствие. В результате ребенок видит связи между объектами и управляет взаимозависимыми процессами. Когда этот этап пройден, можно переходить к визуальным алгоритмическим языкам, например Scratch и Construct. Они достаточно простые, как правило, именно с них все начинают изучать программирование и ИТ в целом.
По словам Сычева, понять основы информационных технологий помогут онлайн-курсы или специализированные ИТ-школы. В такие учреждения дети приходят раз в неделю и знакомятся сразу с несколькими дисциплинами: помимо программирования, изучают дизайн, 3D-моделирование, разработку игр. Курсы построены так, чтобы увлекать детей, благодаря чему даже свободное время они посвящают не чужим играм, а созданию собственных.
Многие думают, что для старта в программировании нужна математика.
- Это необязательно. Для начала погружения в программирование важнее логическое мышление и понимание последовательности процессов, - говорит Александр Сычев. - Однако если в будущем ребенок решит строить карьеру в ИТ, знание математики, конечно, ускорит профессиональный рост. Люди, которые плохо владеют математикой и при этом работают в ИТ, сталкиваются с трудностями. Некоторые задачи они решают гораздо дольше, чем те, кто хорошо освоил эту науку.
Как ни странно, ничего. Для детей книги о программировании бесполезны - они не могут увлечь так, как игра. Онлайн-платформы для программирования в игровой форме справляются с этой задачей успешнее.
- В качестве первых языков программирования лучше выбирать логические, позволяющие строить логику действий с циклами и условиями через простые команды. Именно такие языки предлагают онлайн-платформы, - советует эксперт. - Затем можно переходить к визуальным языкам, например, к уже упомянутым Scratch или Construct. Они похожи, но отличаются принципом программирования. С их помощью ребенок научится смотреть на процессы под разными углами и видеть множество путей построения логики. Подобные задачи развивают гибкость мышления.
С языками познакомились, что дальше?
На следующем этапе стоит попробовать платформы для разработки мобильных приложений.
- Дети все равно проводят много времени со смартфонами - полезнее будет создавать с их помощью приложения, а не играть и переписываться, - поясняет Александр Сычев. - Такие упражнения сложнее, чем Scratch или Construct, но принцип тот же. У детей быстро получается разрабатывать собственные программы и игры, что вызывает у них интерес и мотивирует продолжать.
После нужно переходить к классическим языкам программирования, которые используются на настоящих сайтах и в приложениях. Один из самых простых - Python. Его основы ребенок усваивает за два-три часа.
Кстати, если детям важнее игровой момент, то подростков изучать программирование мотивируют реальные проекты, например создание сайтов на конструкторах Tilda и Wix. Если родители работают в ИТ, они могут поручать ребенку настоящие практические задачи. А если задания будут оплачиваться, то ребенок поймет, что программирование - хороший вариант профессии.
- Даже если в будущем ребенок не станет ИТ-специалистом, программирование поможет развить навыки, полезные в других сферах, - считает Сычев. - В первую очередь, логическое мышление, способность разложить информацию "по полочкам", отделить важного от неважного. А это, в свою очередь, поможет легче увидеть перспективные варианты и методы достижения цели и сфокусироваться на результате.
По мнению Александра Сычева, работа с кодом учит не сдаваться, когда не получается достичь результата с первого раза. Занимаясь программированием, ребенок усваивает, что для успеха нужно пробовать разные стратегии. Подобное мышление распространяется и на другие сферы жизни, помогает усердно трудиться и не бояться неудач.