«Самый сложный возраст — с трех до шести лет»: психолог — о высокочувствительных детях
Иногда родители списывают нежелание ребенка пробовать новый продукт или надевать колючий свитер на вредный характер.
Но причина может быть в том, что ребенок особенно остро реагирует на раздражители. Иными словами, он высокочувствителен. Мы поговорили со специалистом по детско-родительским отношениям Лёлей Тарасевич о том, чем такие дети отличаются от остальных и как их воспитывать.
— Что значит «высокочувствительный ребенок» и как его отличить от капризного?
— Пока четкого определения в психологии нет. Более того, я слышала около десятка терминов, в том числе высокочувствительный, гиперчувствительный, ребенок с повышенной чувствительностью или тонкой душевной организацией. Но вот, пожалуй, главное, что нужно знать: при гиперчувствительности нервная система сильнее реагирует на внешние раздражители, чем у других людей. Высокочувствительный ребенок испытывает ту же гамму чувств, что и остальные, но более интенсивно.
Отличие от капризности заключается в регулярности проявления. Например, если при мне включить громкую музыку, я отнесусь к этому нормально. Но если у меня будет болеть голова или я устану, шум может раздражать. Высокочувствительный человек всегда будет перегружаться громкой музыкой.
Следовательно, если ребенок именно сегодня не хочет надевать определенные колготки, потому что они стали колоться, скорее всего, это каприз. Но если они колются всегда, это может означать, что ребенок обладает повышенной чувствительностью.
— Как отличить высокочувствительность от расстройств аутистического спектра?
— Мама ребенка с аутизмом напомнила мне классную формулу, которой я пользуюсь много лет. Она сказала: «В школе говорили, что все квадраты — это прямоугольники, но не все прямоугольники — это квадраты». Так же и здесь: все дети с расстройствами аутистического спектра высокочувствительны, но не все высокочувствительные дети — дети с расстройством аутистического спектра.
РАС имеет много симптомов, среди которых есть изменение мышления, поведения. Пытаться разобраться в них самостоятельно не советую: при любых сомнениях следует показать ребенка неврологу или психиатру.
— Высокая чувствительность — это врожденная особенность? Или она может проявиться со временем?
— Если бы высокочувствительность проявлялась по мере взросления, ее можно было бы избежать или «перерасти». Но это не так.
Она свойственна детям с рождения, просто в младенческом возрасте определить ее сложно. Обычно родители уже потом понимают, что, будучи грудничком, ребенок плакал больше, чем его братья и сестры, чаще просыпался по ночам и дольше засыпал. Возможно, у него была аллергия на некоторые продукты.
Высокочувствительность замечают ближе к году, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться, пытаться надеть носочек и плакать, потому что носочек не тот, а завязки на шапке натирают подбородок.
В книге Элейн Эйрон «Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире» есть интересный тест. Вернее, их там два: на высокочувствительность родителей и ребенка. Не знаю, насколько он научно выверен, но мой опыт показал, что тест рабочий. Я не высокочувствительный человек и получила 4 балла из 20, а мой высокочувствительный сын — 21 из 23. Разница очевидна.
«Перерасти» высокочувствительность нельзя. Просто в какой-то момент человек учится с ней жить: социализироваться, ходить в наушниках, если вокруг шумно, выбирать привычную еду, чаще отдыхать.
— Кто находится в зоне риска?
— Дети, у которых повышенной чувствительностью обладает хотя бы один из родителей: нередко эта особенность передается по наследству.
Мальчики подвержены ей в той же степени, что и девочки. По крайней мере, я не видела исследований, подтверждающих обратное.
Просто наше общество так устроено, что мы чаще замечаем высокочувствительных мальчиков. Если девочка много плачет, дольше выбирает одежду, еду, это воспринимается нормально. А мальчики не должны плакать. Если мальчик вдруг становится более чувствительным, не хочет играть в футбол и предпочитает постоять в стороне, родители начинают бить тревогу.
— На какие раздражители жалуются чаще всего?
— Точного перечня нет, но обычно детей раздражают следующее: еда, одежда, звуки и запахи.
Еще проблемы часто вызывают физические контакты и адаптация ко всему новому — будь то детский сад, школа или смена места жительства.
Есть и другие признаки, которые отличают высокочувствительных детей от остальных:
любовь к порядку;
осторожность: такому ребенку не хочется на детскую площадку, он лучше посмотрит, как играют другие;
застенчивость: высокочувствительным детям сложнее знакомиться. В три-четыре года они часто выбирают себе в друзья девочек восьми-девяти лет, потому что те спокойнее сверстников и более предсказуемы;
проблемы с социализацией: большинство таких детей — интроверты. Высокочувствительным экстравертам особенно сложно, потому что, с одной стороны, такой ребенок подпитывается общением, а с другой — его нервная система от этого перегружается. О таких детях хорошо рассказано в книге Мэри Шиди Курчинки «Ребенок с характером. Как его любить, воспитывать и не сойти с ума».
— С какими проблемами сталкиваются родители?
— Мне кажется, что самый сложный возраст — от трех до шести лет. Родители дошкольников чаще жалуются на большое количество слез и капризов, хотя это на самом деле не капризы. Просто ребенок пытается объяснить свое состояние на доступном для него уровне, так как выражать чувства словами еще не умеет.
Родителей раздражает консервативность в еде, то есть нежелание пробовать новые блюда, и проблемы при выборе одежды.
Еще высокочувствительные интроверты часто глубже и дольше обрабатывают информацию — это тоже может раздражать. Если прийти с ребенком в кафе, показать меню на десять страниц и задать вопрос «Что будешь?», тот промолчит, потому что начнет думать. К походу в заведение общепита лучше готовиться из дома: «Мы сейчас поедем в наше любимое кафе. Что ты хочешь заказать?» И ребенок начнет думать заранее. Когда сядет в машину, может решить: «Я поем макароны». Тогда стоит уточнить: «Хорошо. А если их не будет?» Когда вы доедете, ребенок скажет: «Если макарон не будет, возьму картошку фри».
Если решение надо принять быстро, важно ограничить выбор: «Не смотри на все блюда. Есть пельмени, макароны, картошка фри. Что из них ты будешь?» Если этого не сделать, ребенок «зависнет».
Когда начинается адаптация к детскому саду, детям часто сложно подстраиваться под режим, привыкать к другим людям. Но все это сглаживается тем, что в саду друзья, другие игрушки, интересные занятия.
Высокочувствительным детям адаптация дается особенно тяжело. В саду такой ребенок видит только минусы: от мамы оторвали, надо самостоятельно одеваться, все какое-то неудобное, еда непривычная, шумно, много физических контактов. А плюсы очень призрачные. Если окружающие поддержат ребенка, он может научиться с этим справляться, но в норме любая адаптация длится до полугода.
— По мере взросления ребенка жизнь родителей облегчается?
— Адаптация к школе тоже проходит непросто, так как рушится стабильность: новый распорядок, новые дети, новый формат общения, новые правила. Все новое. Это перегружает нервную систему.
Помочь ребенку можно с помощью рисования пальчиками, лепки из пластилина, игр с кинетическим песком. В этот период важно больше гулять, принимать водные процедуры, соблюдать режим. Эти способы работают и во время адаптации к детскому саду.
Дальше наступает относительно спокойный период, потому что ребенок уже научился выражать свои мысли, желания.
В подростковые годы возрастная задача — общение — берет верх и дети легче идут на контакт. К тому же они учатся терпеть: «Джинсовая куртка постоянно натирает мне шею, но она модная — я готов потерпеть». В какой-то момент родители даже могут подумать, что ребенок «перерос».
Но к тридцати годам люди начинают больше ценить комфорт, и если резинка в штанах постоянно натирает, то, скорее всего, купят другие.
— Как воспитывать высокочувствительного ребенка?
— Задача родителей — познакомить ребенка с окружающим миром и с самим собой, научить взаимодействию. Поэтому важно рассказывать, почему он так реагирует на раздражители, научить озвучивать то, что не нравится. Проблема не в том, что ребенок чувствует как-то иначе, а в том, что он не может выразить свое состояние словами. У меня есть книга «Сказки для высокочувствительных детей». В одной из них герой кажется застенчивым, но на самом деле ему нужно больше времени, чтобы привыкнуть к новой среде. В книге дети учатся определять свои эмоции и справляться с ними.
Еще родители должны создать комфортные условия, потому что только так ребенок сможет развиваться. Если будет натирать резинка, мешать громкая музыка и сильные запахи, развития не будет. Но если ребенок не любит массовые мероприятия, это не значит, что с ним никуда нельзя выходить. Можно посещать, к примеру, камерный театр, а в гости приглашать по одному ребенку.
Высокочувствительные дети любят порядок и очень волнуются, когда кто-то берет их игрушки без спроса. Можно предложить ребенку разделить игрушки: в одни он будет играть сам, а другими будет делиться.
Одежда — отдельная тема. Иногда мне жалуются: «Он выбрал в магазине штаны, которые трут. А на следующий день сказал, что все-таки не будет их носить». Я всегда отвечаю: «Дайте ребенку возможность самому сделать выбор и ошибиться. Не выбирайте безумно дорогие штаны. Вспомните, сколько у вас одежды, о которой вы думали, что точно будете ее носить». Сделать неправильный выбор может каждый.
— Как близкие могут помочь себе?
— Тяжелее всего тогда, когда родители не в курсе, что происходит. Если они понимают и принимают ребенка, не пытаются его исправить, а помогают адаптироваться и сделать комфортной жизнь всей семьи, становится намного легче.
Чтобы разобраться в принципах воспитания, могу посоветовать следующие книги:
Элейн Эйрон, «Высокочувствительный ребенок. Как помочь нашим детям расцвести в этом тяжелом мире». Автор — клинический психолог, более двадцати лет занимается темой высокочувствительных детей. В первой части книги описываются самые распространенные проблемы и способы их решения, даются основные принципы воспитания. Во второй — признаки, которые указывают на высокую чувствительность ребенка в разном возрасте.
Мэри Шиди Курчинки, «Ребенок с характером. Как его любить, воспитывать и не сойти с ума». В этой книге не говорится напрямую о высокочувствительных детях-экстравертах, но они узнаваемы по описанию. Автор рассказывает, как сделать процесс воспитания безболезненным для обеих сторон.
Екатерина Мурашова, «Дети-тюфяки и дети-катастрофы. Гипердинамический и гиподинамический синдромы». Книга о том, с какими проблемами можно столкнуться в школе, как их решать и как могут помочь родители.
Моя книга — «Сказки для высокочувствительных детей». Она учит детей распознавать свои чувства и проживать их бережно.
Если у высокочувствительного ребенка есть братья и сестры с обычной чувствительностью, чаще всего страдает именно он. Другие дети могут включать громкую музыку или брать его игрушки. Задача родителей — научить договариваться. Например, предложить высокочувствительному ребенку надеть беруши на полчаса, а его брату или сестре в это время послушать музыку.
— Какие плюсы есть в высокой чувствительности ребенка?
— У меня высокочувствительный сын, и могу сказать, основываясь на собственном опыте и на опыте многих клиентов, что жить с таким ребенком очень комфортно. Он в меру осторожный, аккуратный, слышит и соблюдает правила, у него хорошо выстроены личные границы и он соблюдает чужие. Также чувствительность работает во всех направлениях: ребенок внимателен к другим, сопереживает и сочувствует.
Особенностей много. Вопрос в том, как с ними работать. Например, если ребенок консервативен в еде, важно лишь то, как под это подстраиваются родители. У меня сын полгода каждое утро ел овсянку. Можно было бы переживать насчет того, что он игнорирует другие крупы, но я решила, что овсянка — прекрасная крупа, и отнеслась к этому спокойно. Зато я полгода точно знала, что будет на завтрак. А в какой-то день сын встал и сказал, что хочет гречку. Прекрасно. Мы стали есть гречневую кашу. Вопрос в отношении.