— Отчасти это происходило из-за того, что про целевой набор мало кто знает, — сказал он «Известиям». — Если иметь в виду, что входные требования ниже, чем у всех остальных абитуриентов, то можно предположить, что и выпускник из такого набора чаще всего будет уровнем ниже. При этом у него есть обязательства отработать, а у компании — его трудоустроить. Возникает проблема, когда компания-работодатель обязана брать этого специалиста, но не хочет.
— Затем были введены поправки, обязывающие учащегося отработать по окончании обучения три года на предприятии, и вот теперь заказчик может как-то влиять на качество подготовки, — сказал он «Известиям».
— Заказчик, потенциальный работодатель, должен иметь уверенность в том, что выпускник будет соответствовать предъявляемым требованиям, — сказал он «Известиям». — Проблема необходимости своеобразного мониторинга успеваемости обусловлена и уровнем подготовленности абитуриентов, участвующих в программе целевого обучения.Однако Фатеев замечает, что есть много примеров, когда не очень хорошо обучающийся студент впоследствии становится хорошим специалистом.
— Могу сказать, что целевые студенты реже отчисляются, успеваемость у них чуть лучше, чем у обычных студентов, но и у контрактных студентов показатели на уровне, — сказал он «Известиям». — Какого-то статистически явного перевеса у целевиков не наблюдается, разве что они чуть более дисциплинированны и организованны, что позитивно отражается на учебе.
— Но установление требований к успеваемости, на наш взгляд, необходимо, — заявил он «Известиям». — Недостаточно установить определенные баллы по ЕГЭ и профориентационно направить выпускника школы. После поступления в университет кардинально меняется социокультурная среда обучаемых, появляется много соблазнов, идет период взросления, выявляются пробелы в полученных знаниях. Очевидно, что не каждый сможет с этим справиться.
— В нашей практике оправдал себя подход, когда за каждой группой целевых студентов, направленных определенным предприятием, закрепляется куратор — молодой преподаватель, который имеет прямой контакт с кадровой службой предприятия и администрацией университета, оперативно реагирующий на возникающие проблемы, — рассказал Мартынов. — Тем не менее мы — за нормативное установление требований к успеваемости студентов-целевиков, которое улучшит возможность контроля и обеспечит качество подготовки.
— Многие заказчики уже сейчас прописывают в договоре критерии успеваемости, по которым студенту может быть назначена дополнительная стипендия или другие меры поддержки, — рассказал он «Известиям». — В случае наличия задолженностей представители организации-заказчика проводят беседы с родителями и обучающимися, обсуждают причины, совместно с университетом ищут пути содействия в повышении успеваемости.
— Даже выделяемые квоты на целевое обучение нередко бывают заполненными только частично, и конкурс по ним значительно ниже общего конкурса — как правило, 1,5–2 человека на место, — рассказал он. — Конечно, при таком конкурсе нельзя рассчитывать на привлечение абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ. Как правило, это абитуриенты, недобравшие баллов для поступления на бюджет на общих основаниях. На примере нашего университета средние баллы зачисленных по целевой квоте составляют 65–75, а при приеме на условиях общего конкурса — от 85 и выше. Это очень существенная разница.
Виктор Мартынов подчеркивает, что целевой набор позволяет планировать выпуск необходимого количества специалистов заданного качества подготовки для конкретных регионов и производств.
— Мне в принципе не слишком близка идея выпуска специалистов «на свободный рынок», — сказал он. — Образование — это сложный дорогостоящий процесс, в организации которого участвует большое количество профессионалов, и очевидно, что весь этот массив должен быть направлен на конечный результат — трудоустройство необходимого количества и качества специалистов на конкретные рабочие места и производства.
— Это точно более ответственно, потому что потом необходимо будет отработать не менее 3–5 лет в конкретном месте после окончания университета, — сказал он. — В период приемной кампании, как мне кажется, не меньше 30% мест нужно оставлять для обычного бюджетного поступления, а 70% отдавать на целевой прием — это оптимальное, на мой взгляд, соотношение.
— Самое главное, чтобы как можно больше крупных предприятий участвовали в поиске талантливых абитуриентов и как можно больше ребят знали о целевом наборе, — сообщили в МФТИ. — На нашем собеседовании некоторые абитуриенты впервые узнают о такой возможности и здесь же могут напрямую пообщаться с представителями организаций.
— Этот механизм предусмотрен действующим постановлением, но практически не реализуется в действительности, — сказал он. — А именно в этом случае потенциальный работодатель будет уверен, что к нему придет действительно хороший специалист.По его мнению, для расширения практики целевого набора у организаций должны быть планы стратегического развития как минимум на пять лет, понимание, какие кадры понадобятся к этому сроку.
— Но в современных условиях высокой турбулентности и стрессовости развития экономики трудно обеспечить высокую эффективность и массовость целевого обучения, — считает Фатеев. — Однако следует согласиться с мнением, что постепенно ситуация может измениться: к этой системе привыкнут, появится необходимый механизм реализации программы, технологичность и в части заключения договоров о целевой подготовке, и в части их выполнения.
— Как только такая информация появится, целевое обучение будет, конечно же, востребовано, — говорит Кузнецов. — Мне кажется, это очень хорошая и правильная идея, когда компания ищет себе специалиста и готова вкладываться в его развитие. Многие компании так и делают, и, кстати говоря, они сами на себя берут эту роль, работая с абитуриентами и проводя раннюю профориентацию.
— С одной стороны, целевое обучение — это практика на предприятии, гарантированное трудоустройство и, возможно, поддержка со стороны предприятия в виде стипендий или предоставления жилья, — сказал он. — С другой стороны, это необходимость отработать три года после окончания обучения на предприятии или штрафные санкции.Кирилл Кузнецов подчеркивает, что в вопросе выбора целевого обучения значительно вырастает ответственность профориентационной работы. Это не тот случай, когда выбор профессии можно делать случайным образом или конъюнктурно.
— Мы, работая с абитуриентами, сначала показываем направление, а потом говорим, какие в нем есть варианты — в том числе в целевом наборе, — говорит Кузнецов. — Здесь не должна работать обратная логика, когда сначала абитуриент выбирает только направления с целевым набором. Нужно все-таки смотреть, к чему человек склонен, что ему интересно, каковы мотивы, ценностные установки.
— Не следует гнаться за призрачной идеей, которая имеет туманные перспективы, — сказал он. — Главное, определить свою готовность связать свою жизнь со стабильностью, профессией, отраслью, регионом, карьерным ростом. Тогда всё получится.Ольга Клинк подчеркивает, что человек должен понимать, что он подписывает договор, который будет определять его жизнь и трудовую деятельность на ближайшие 4–9 лет в зависимости от срока обучения и отработки. И понимать, что, выбирая что-то, он может закрыть для себя иные возможности. Призывает она и подумать: получится ли выплатить за обучение в случае расторжения договора, избавив себя от отработки?
— Важно иметь возможность попробовать будущую профессию на зуб, перед тем как ты примешь решение.