В интернете снова шумят на тему образования: педагоги обсуждают озвученную инициативу министерства просвещения о введении единого расписания уроков.
Новость со скоростью света разлетелась от информагентств в субботу ранним утром со ссылкой на министра просвещения Сергея Кравцова: "Завершается работа по единому расписанию уроков для школ", что, по словам министра, позволит четко понимать нагрузку учителей, кто, когда и сколько уроков провел.
Что подразумевается под единым расписанием? Продолжительность уроков, фиксированная "норма" часов для каждого учителя, список уроков на каждый день для каждого класса?
Что подразумевается под единым расписанием? Продолжительность уроков, фиксированная "норма" часов для каждого учителя, список уроков на каждый день для каждого класса?
Главный тезис Минпросвещения: единое расписание будет направлено на снижение нагрузки школьников
Значит ли это, что теперь в Москве и, допустим, в Новом Уренгое или в Калининграде, - словом, в любом городе или селе по средам в пятых классах первым уроком будет литература, а третьим, к примеру, история?
Именно так поняли слово "единое" большинство учителей и директоров школ. И сразу миллион вопросов: ведь все школы разные, ситуации разные, кто-то ведет уроки по двум предметам, кто-то уходит на больничный и т.п.
Именно так поняли слово "единое" большинство учителей и директоров школ. И сразу миллион вопросов: ведь все школы разные, ситуации разные, кто-то ведет уроки по двум предметам, кто-то уходит на больничный и т.п.
Как сообщили "Российской газете" в Минпросвещения, "единое расписание разработано для каждого варианта федерального учебного плана всех уровней общего образования". Министерство уже работает с Роспотребнадзором по его согласованию.
В Минпросвещения подчеркнули: школы смогут адаптировать расписание под свои условия, но в рамках единых федеральных требований.
В Минпросвещения подчеркнули: школы смогут адаптировать расписание под свои условия, но в рамках единых федеральных требований.
- Ключевая задача единого расписания - соответствие СанПиН, минимизация перегрузки, учет биоритмов школьников и равномерное распределение учебной нагрузки в течение недели, - добавили в ведомстве. - Это важный шаг к здоровью, успешному обучению и гармоничному развитию наших детей.
Как пояснила "РГ" заведующая центром математического и естественно-научного общего образования Института содержания и методов обучения Наталья Волынчук, важно, чтобы было не только единство в изучении учебных предметов, но и учет физиологических особенностей детей.
- По данным физиологов, понедельник - период включения, вторник, среда - период оптимальной работоспособности, четверг и последующие дни - период спада, - говорит эксперт. - И конечно, важна расстановка "сложных" и "простых" предметов в течение дня. Например, нежелательно ставить первым уроком такие интеллектуально затратные предметы, как математика и русский язык, а после физкультуры ставить физику.
Как пояснила "РГ" заведующая центром математического и естественно-научного общего образования Института содержания и методов обучения Наталья Волынчук, важно, чтобы было не только единство в изучении учебных предметов, но и учет физиологических особенностей детей.
- По данным физиологов, понедельник - период включения, вторник, среда - период оптимальной работоспособности, четверг и последующие дни - период спада, - говорит эксперт. - И конечно, важна расстановка "сложных" и "простых" предметов в течение дня. Например, нежелательно ставить первым уроком такие интеллектуально затратные предметы, как математика и русский язык, а после физкультуры ставить физику.
10 процентов - и не больше: такой лимит на контрольные и проверочные работы установит Минпросвещения
Заместитель директора симферопольской школы N 38 имени Героя РФ В.А. Дорохина Татьяна Коваль считает так: создание единого образовательного пространства - это и единые учебники, и единое планирование учебного материала и многое другое - залог не только повышения качества образования, но и психологического комфорта каждого ученика.
- Нам видится, что единое расписание - это совсем не о порядке уроков, а о соблюдении норм нагрузки для каждой возрастной группы, о допустимом времени на выполнение домашних заданий, - прокомментировала замдиректора школы.
Другое мнение - у руководителя Президентского физико-математического лицея N 239 г. Санкт-Петербурга Максима Пратусевича.
- Нам видится, что единое расписание - это совсем не о порядке уроков, а о соблюдении норм нагрузки для каждой возрастной группы, о допустимом времени на выполнение домашних заданий, - прокомментировала замдиректора школы.
Другое мнение - у руководителя Президентского физико-математического лицея N 239 г. Санкт-Петербурга Максима Пратусевича.
- Единое расписание, во всяком случае тот его образ, который возникает у большинства коллег при этих словах, в силу многих причин, очевидно, невозможно. 11 часовых округов, разная наполняемость классов, далеко не везде полный комплект учителей. Профильные классы, обычные, коррекционные. Где-то есть лаборатории для уроков химии или физики, где-то нет, - рассуждает Пратусевич. - Может, министр имел в виду, например, платформу, на которой будет расписание всех школ? Или единую платформу для составления расписания? Пока, увы, только можем гадать, что имелось в виду.
Главный тезис Минпросвещения - что единое расписание будет направлено на снижение нагрузки школьников. Цель благая, это бесспорно: о перегрузке детей уроками и домашними заданиями сегодня говорят не только власти, но и учителя, и родители.
Но как все будет на практике, пока совсем не ясно. Поэтому "Российская газета" направила запрос о подробных разъяснениях в министерство просвещения.
Главный тезис Минпросвещения - что единое расписание будет направлено на снижение нагрузки школьников. Цель благая, это бесспорно: о перегрузке детей уроками и домашними заданиями сегодня говорят не только власти, но и учителя, и родители.
Но как все будет на практике, пока совсем не ясно. Поэтому "Российская газета" направила запрос о подробных разъяснениях в министерство просвещения.