«Образовательные организации вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, а также правила ее ношения, — прокомментировал первый заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан Ильдар Мавлетбердин. — Для этого в образовательной организации принимается соответствующий локальный нормативный акт с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации при его наличии».
«Форма стирает границы между семьями с разным доходом, приучает к порядку, дисциплинирует. И вообще, школьников должно быть видно издалека», — считает отец двоих сыновей Фарит Кашапов.
«Форма должна быть единой, и чтобы ее можно было купить везде, а не как сейчас, когда в каждой школе она шьется на заказ. Это сильно влияет на стоимость, которая зачастую оказывается выше рыночной. Также я за более расширенный выбор в предметах школьной формы. Например, девочкам: юбка, жилет, жакет, платье, сарафан. Мальчикам: брюки, жилет, пиджаки классического и спортивного покроя», — высказала свою точку зрения мама восьмиклассницы Юлия Галимова.
«В нашей гимназии с этого года вводится единая школьная форма от республиканского производителя. Главная ее особенность — использование национального орнамента, как элемента украшения. До этого все было просто: девочкам — белый верх, темный низ, либо темно-синий сарафан, мальчикам - темно-синий костюм, белая рубашка. Родителям объяснили, что переход будет проходить плавно в течение нескольких лет, сказали, что заставлять никого не будем. В нашем классе качество и фасон предлагаемой формы устраивает не всех родителей, поэтому единого решения нет. Что касается цены, насколько мне известно, она не выше рыночной. Мы пока еще ничего не покупали, будем смотреть по ситуации», — рассказала мама четвероклассника Айгуль Мударисова.
А социальное равенство — это, скорее, иллюзия: человек всегда найдет, чему позавидовать. И это не всегда украшения, дорогие гаджеты, даже статус внутри класса может стать поводом для зависти. Так нужна ли эта форма вообще?», — задается вопросом восьмиклассница Агата.
«В нашей школе не очень строгие требования к форме, мальчикам не обязательно носить пиджак синего цвета, можно надеть джемпер или жилет, а в торжественные дни достаточно белой рубашки и темных брюк. Такая форма меня устраивает, можно надевать удобную одежду. А вот девочкам в нашем классе постоянно делают замечания за их внешний вид, они почему-то не хотят соблюдать правила», — говорит шестиклассник Тимофей.
«Мне нравится моя школьная форма — это темное платье с фартуком, на торжественные мероприятия мы надеваем белые фартуки. Мама говорит, что у них в детстве была такая же форма. Но иногда хочется разнообразия. Мне нравятся белые рубашки и юбки. И было бы хорошо, если бы нам иногда разрешали носить брюки, мне кажется это было бы очень удобно», — признает семиклассница София.
«Наша школьная форма — это темно-синий костюм, белая рубашка и галстук. Ничего нового, мне нравится, главное, чтобы они были чистыми и выглаженными, пока мне с этим помогают мама или папа. Иногда некоторые мальчики забывают надеть свой галстук или теряют его, тогда учитель делает им замечание. В некоторые дни нам разрешают приходить в школу в обычной одежде, например, когда идем с классом в музей или театр. Тогда мои одноклассники кажутся мне какими-то другими», — рассказал ученик начальных классов Айрат.
«Унифицированная форма будет хорошо работать только в начальных классах. Для учеников начальных классов форма желательна, она снижает тревожность, дает определенную принадлежность группе, классу, не расслаивает детей на различные социальные группы. То есть действительно организует и усиливает социальную роль ученика. Когда мы говорим о подростках, то одежда для них является одним из вариантов самовыражения. Для них очень важно выделяться из толпы, проявить себя. И тогда унификация наоборот будет противоречить подростковым принципам, — объясняет Ирина Хох. — Понятно, что единая форма удобна для педагогов, администрации учебного заведения. Но здесь многое зависит и от того, насколько эффективно школа проводит корпоративную политику. Если, например, форма изначально дает принадлежность к определенному сообществу, это не создает противоречия. Если же школа не обращает внимание на корпоративную культуру, тогда создается конфликт между желанием подростка индивидуализироваться и требованиями администрации».