На работе я занимаюсь сопровождением абитуриентов и помогаю сестре построить образовательную траекторию. На основе своего опыта и опыта других родителей я собрала несколько ошибок, которые встречаются при выборе профессии и университета, а также методы, которые помогут их избежать. Некоторые советы применимы не только к выпускникам, но и к ученикам средней школы.
ОШИБКА № 1
«Репетитор сам разберется, как подготовить ребенка»
В чем проблема. Репетиторы и онлайн-школы предоставляют множество разных услуг, и родители не всегда понимают, как их оценить. Например, гарантия определенного балла на экзамене — скорее маркетинговая уловка, нежели услуга, за которую стоит переплачивать: результат отчасти зависит и от везения. Кроме того, если не контролировать качество подготовки, трудно понять, готов ли ребенок к экзамену.
Что делать. Ставить репетитору измеримую цель: к примеру, до конца года ребенок должен решать итоговые ЕГЭ на 80 и больше баллов. А потом отслеживать движение на пути к цели: если через пару месяцев платных занятий ребенок не решает больше заданий или не тратит на них меньше времени, задумайтесь — есть ли толк от уроков, от потраченных денег.
На мой взгляд, хороший репетитор сам сдает ЕГЭ каждый год. Поэтому можно заранее спросить у преподавателя, на сколько баллов он сам написал ЕГЭ — если результат невысокий, как он подготовит ребенка?
Уточните, поможет ли репетитор с возможной апелляцией на ЕГЭ по его предмету, умеет ли готовить не только к ЕГЭ по математике, но и к олимпиадам по этой науке.
ОШИБКА № 2
«Будем участвовать во всех олимпиадах подряд»
В чем проблема. Подготовка к олимпиадам и участие в них — дополнительная нагрузка на ребенка, но победа или призерство иногда позволяют, например, поступить в вуз без ЕГЭ. И если цель — льготы при поступлении, к выбору олимпиад стоит подходить осторожно: не каждая их дает.
Например, победа в популярном соревновании по английскому British Bulldog не будет учитываться при поступлении вуз, а значит, только отнимет время, которое можно потратить на подготовку к другим олимпиадам.
Что делать. Я предлагаю ориентироваться в первую очередь на «перечневые» олимпиады и Всероссийскую олимпиаду школьников, так как они точно дают преимущества при поступлении.
Оба типа олимпиад позволяют зачесть за один из ЕГЭ или вступительный экзамен 100 баллов, а иногда дают возможность поступить в вузы вообще без вступительных. Но русский и математику нужно сдать в любом случае, чтобы получить аттестат.
Некоторые компании проводят для школьников соревнования, по итогам которых можно попасть на целевое обучение. Такая практика распространена, например, в «Газпроме». Наличие олимпиад стоит уточнять у заказчика целевого.
ОШИБКА № 3
«Ребенок и без пробника знает, что напишет хорошо»
В чем проблема. Если не сдавать пробники, трудно оценить реальный уровень знаний. Иногда ребенок боится писать пробный ЕГЭ, так как ему тяжело принять результат ниже ожидаемого. И тогда он может приводить аргументы вроде «мы еще не все прошли» и «я сам знаю свой уровень».
Но без регулярного отслеживания результатов сложно установить динамику подготовки по предмету. По моему опыту, ребята, которые не решают пробники, сильно завышают ожидания от баллов — и получают результаты, на которые никак не рассчитывали.
Что делать. Убедить ребенка написать пробник. Можно рассказать подростку о том, что с результатами пробных версий легче подобрать вузы для поступления и определить, хватает ли для них знаний. Попробовать достаточно два-три раза за год. Это несложно, помимо школ работают множество других площадок, в том числе в онлайне.
Систематическая проверка формирует понимание, есть ли прогресс в учебе. В идеальной стратегии поступления дети и родители подбирают вузы и оценивают шансы на поступление под каждый результат пробного ЕГЭ.
ОШИБКА № 4
«Конкретную профессию можно получить только на профильном факультете»
В чем проблема. Если абитуриент ориентируется только на название специальности, он сужает себе выбор учебных программ.
Представим, что ребенок хочет стать политологом — или этого хотят родители. В таком случае необязательно учиться по направлению «Политология»: важно обратить внимание не только на название специальности, но и на конкретную образовательную программу.
Например, по направлению «История» в МГУ есть программа «История общественных движений и политических партий», при этом по ней изучают почти такие же дисциплины, как и в политологии
Что делать. Не зацикливаться на названиях, а смотреть смежные программы в разных вузах — возможно, получится найти ту, которая даже лучше соответствует интересам абитуриента.
ОШИБКА № 5
«Целевой договор легко заключить, если что, передумаем»
В чем проблема. Целевой договор может помочь поступить в конкретный вуз на конкретную специальность, но без оценки рисков заключать его опасно. В процессе учебы не получится передумать без последствий.
Расторжение договора порой выливается в большие суммы. Плюс у ребенка не будет возможности поменять специальность без одобрения работодателя и место работы в течение минимум трех лет после выпуска — даже если разочарует специальность. В Тинькофф Журнале была такая история.
Что делать. Досконально изучите все свои права и обязанности по договору, положение о целевом обучении, а затем заключайте договор. Общие принципы работы целевого обучения есть в материале Тинькофф Журнала.
ОШИБКА № 6
«Как сдадим ЕГЭ, так и выберем направление, без баллов сложно определиться»
В чем проблема. Если выбирать предметы ЕГЭ, не ориентируясь на требования вузов, можно не попасть на желаемую программу.
На мой взгляд, ребята, которые начинают карьерный путь с выбора ЕГЭ, ошибаются — часто оказывается, что для их «специальности мечты» нужны совсем другие предметы, а изменить ничего уже нельзя.
Подавая документы в университеты, такие ребята выбирают специальности, которые подходят под их набор ЕГЭ, и участвуют одновременно в конкурсе на юриспруденцию, рекламу и гостиничное дело. У такого явления есть побочный эффект: списки абитуриентов раздуваются, и всем сложнее оценить свои позиции.
Порой дети и родители оставляют выбор специальности просто на потом, когда станут известны результаты экзаменов. А это может обернуться паникой: вузов много, специальностей еще больше, везде свои правила приема. В таком информационном потоке сложно принять взвешенные решения.
Что делать. Лучше всего строить учебную траекторию с выбора профессии или хотя бы сферы интересов. Через такой выбор ребенок заряжается азартом, погружается в заинтересованное окружение, участвует в конкурсах. С выбранной профессией и, соответственно, экзаменами процесс поступления становится управляемым.
ОШИБКА № 7
«Проще поступить в вуз после колледжа, и ЕГЭ не надо сдавать»
В чем проблема. До 2021 года выпускник СПО мог вместо ЕГЭ сдавать вступительные в любой университет. Но в 2021 году ввели новый порядок приема.
В нем указано, что вузы вправе отказаться от проведения отдельных вступительных испытаний для выпускников техникумов — и принимать их только по ЕГЭ. То есть велика вероятность, что избежать единого экзамена выпускникам колледжей не удастся — об этом рассказывает отдельный материал Тинькофф Журнала.
Поступление во все университеты ведется на первый курс вне зависимости от предыдущего образования. Хотя какие-то учебные заведения могут перезачесть ряд дисциплин и повысить курс на основании диплома СПО, они не обязаны это делать.
Еще один вариант после колледжа — поступить на ускоренную программу вуза, например длиной два с половиной года. Но формально учеба начнется тоже с первого курса и, скорее всего, будет заочной. Кроме того, такие программы очень редки.
Что делать. Держать в голове, что ЕГЭ после колледжа, скорее всего, не избежать, а поступить в вуз все равно получится только на первый курс. Правильная траектория — уйти в СПО и осваивать рабочую профессию.