Все вузы России перейдут на новую национальную систему образования уже с 1 сентября 2025 года. Сейчас система "обкатывается" в шести вузах страны.
Напомним, суть новой системы - в переходе на новые уровни высшего образования. На смену бакалавриату и магистратуре приходит базовое (от четырех до шести лет) и специализированное (от года до трех) высшее образование.
- В высшей школе назрели существенные изменения. Еще со времен СССР наши университеты славились фундаментальным образованием. Фундаментальность - это то, что мы сегодня как раз хотим массово вернуть, - отметил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Ключевое в обновлении системы высшего образования, по словам министра, - совокупность фундаментальности, гибкости и практико-ориентированности.
- В высшей школе назрели существенные изменения. Еще со времен СССР наши университеты славились фундаментальным образованием. Фундаментальность - это то, что мы сегодня как раз хотим массово вернуть, - отметил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Ключевое в обновлении системы высшего образования, по словам министра, - совокупность фундаментальности, гибкости и практико-ориентированности.
Ректор МГУ им. Ломоносова академик Виктор Садовничий обозначил принципы, на которых должна основываться высшая школа в новых экономических и технологических условиях.
- Прежде всего это фундаментальность образования, особенно математического, в сочетании с гибким подходом к образовательному процессу, - подчеркнул Садовничий. - Также важно, чтобы образование было междисциплинарным. Необходимо готовить профильных специалистов в области информационных технологий и искусственного интеллекта, расширять цифровые компетенции для непрофильных специальностей, развивать фундаментальное инженерное образование.
Кстати, скорее всего в новой системе аналог магистратуры - специализированное высшее образование будет разделено на профессиональное и исследовательское. Как пояснил министр Фальков, так у студентов будет возможность получить более глубокие знания и возможность впоследствии заняться наукой.
- Магистратуру мы планируем разделить на профессиональную для получения углубленных знаний и на исследовательскую, в случае если вы захотите впоследствии заняться наукой, - сказал Фальков.
Главная цель обучения в магистратуре - получение дополнительных знаний, а не диплома. Фальков подчеркнул, что наличие этой ступени должно быть там, где есть соответствующие кадровые и инфраструктурные возможности.
В сегодняшних условиях российской высшей школе приходится отстаивать конкурентоспособность в международном пространстве. Стране, в добавление к национальной системе высшего образования, нужен национальный рейтинг.
Кстати, скорее всего в новой системе аналог магистратуры - специализированное высшее образование будет разделено на профессиональное и исследовательское. Как пояснил министр Фальков, так у студентов будет возможность получить более глубокие знания и возможность впоследствии заняться наукой.
- Магистратуру мы планируем разделить на профессиональную для получения углубленных знаний и на исследовательскую, в случае если вы захотите впоследствии заняться наукой, - сказал Фальков.
Главная цель обучения в магистратуре - получение дополнительных знаний, а не диплома. Фальков подчеркнул, что наличие этой ступени должно быть там, где есть соответствующие кадровые и инфраструктурные возможности.
В сегодняшних условиях российской высшей школе приходится отстаивать конкурентоспособность в международном пространстве. Стране, в добавление к национальной системе высшего образования, нужен национальный рейтинг.
Российское высшее образование должно стать одним из гарантов суверенитета страны
По словам члена общественного совета при минобрнауки Дмитрия Гришанкова, решение уже есть - Московский международный рейтинг "Три миссии университета". На сегодняшний день это наиболее представительный рейтинг - 2000 университетов из 112 стран, включая 457 вузов России, он основан на объективных показателях, учитывает специфику РФ, близкую другим странам - БРИКС, ШОС, ЕАЭС.
Сегодня в "Три миссии университета" входят специальные рейтинги (по медиаактивности, например), рейтинги по направлениям, локальные и предметные рейтинги вузов. В них Россия уверенно занимает пятое-шестое место по количеству и качеству университетов мирового уровня.
Сегодня в "Три миссии университета" входят специальные рейтинги (по медиаактивности, например), рейтинги по направлениям, локальные и предметные рейтинги вузов. В них Россия уверенно занимает пятое-шестое место по количеству и качеству университетов мирового уровня.
В условиях возрастающего западного давления важно, чтобы российское высшее образование стало одним из гарантов суверенитета страны. При этом необходимо учитывать общемировые тренды, обращают внимание эксперты.
Главное отличие семейства рейтингов "Три миссии университета" - возможность впервые учесть миссию вуза, его роль в обществе. На какие критерии нужно обратить внимание при оценке? Вот мнение вице-президента РАН Степана Калмыкова.
Считаю, что нужно учитывать при составлении рейтингов не только факт наличия научных публикаций у сотрудников вуза, но и такой критерий, как востребованность проводимой научной работы, - предложил Калмыков. - Без этого довольно сложно понять, кому вообще нужно то, чем занимается вуз в фундаментальном или прикладном направлении.
Считаю, что нужно учитывать при составлении рейтингов не только факт наличия научных публикаций у сотрудников вуза, но и такой критерий, как востребованность проводимой научной работы, - предложил Калмыков. - Без этого довольно сложно понять, кому вообще нужно то, чем занимается вуз в фундаментальном или прикладном направлении.
Однако его коллега, академик РАН Алексей Хохлов заметил, что критерий востребованности научных работ - вещь довольно субъективная.
- А вот цитируемость - другое дело, - подчеркнул академик Хохлов. - Если исследования кому-либо интересны, на них ссылаются.
- А вот цитируемость - другое дело, - подчеркнул академик Хохлов. - Если исследования кому-либо интересны, на них ссылаются.
Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко согласился с мнением коллег о необходимости создания собственной рейтинговой системы. Однако задался вопросом - а зачем, собственно, нужны рейтинги, чего мы добиваемся с их помощью? По его мнению, главные "действующие лица" здесь - государство, которому важно знать, как распределять ресурсы, и абитуриенты, которые решают, куда пойти учиться. Причем для российских абитуриентов рейтинги играют меньшую роль, так как часто молодежь опирается на мнение родственников и знакомых. А вот для иностранцев это действительно может стать единственным источником информации.
Нужны детализированные рейтинги - по предметам, областям, направлениям. И надо вычленять те ниши, в которых мы лидируем по соотношению "цена - качество"
- Надо уметь вычленять те ниши, в которых мы лидируем по соотношению "цена - качество", - сделал акцент Владимир Шевченко. - Нужны детализированные рейтинги - по предметам, областям, направлениям. В каких-то вузах у нас лучше всех дела в одном направлении, например - в медицинской подготовке или программировании, в каких-то - в другом, например, в ветеринарии и авиастроении.
Кому разрешат поступать в магистратуру не по профилю
В новой системе высшего образования поступать в магистратуру - на специализированное высшее образование - смогут в основном те, кто получил "базу" по тому же профилю. Эту идею поддерживает Минобрнауки, а ранее об этом говорил председатель Госдумы Вячеслав Володин. По его словам, особенно это касается гуманитариев, которые решают продолжать образование по техническому, инженерному профилю
Правда, для некоторых более универсальных специальностей, считают в министерстве, стоит сделать исключения. Например, на специализированное высшее по профилю "Менеджмент" могут поступать выпускники с разной базой, а не только, к примеру, экономической. Потому что менеджмент - универсальная специальность. А вот с базовым филологическим образованием прийти в двухлетнюю магистратуру по юриспруденции уже проблематично.
В зависимости от того, по профилю или нет поступает на специализированное высшее студент, может варьироваться и срок обучения. Так, например, будет в Балтийском федеральном университет им. Канта, который вошел в число шести пилотных вузов, где уже с этого года начнется переход на новую систему высшего образования.
- В 2023 году Балтийский федеральный выбрал три направления для апробации новой модели: химические науки, юриспруденция, образование и педагогические науки, - рассказал ректор вуза Александр Федоров. - Планируется увеличить срок обучения на базовом уровне до пяти лет, по некоторым педагогическим программ - до шести. На специализированном уровне предлагается либо один год обучения для углубления профильной подготовки при наличии базового образования, либо два года для студентов непрофильных направлений.
- В 2023 году Балтийский федеральный выбрал три направления для апробации новой модели: химические науки, юриспруденция, образование и педагогические науки, - рассказал ректор вуза Александр Федоров. - Планируется увеличить срок обучения на базовом уровне до пяти лет, по некоторым педагогическим программ - до шести. На специализированном уровне предлагается либо один год обучения для углубления профильной подготовки при наличии базового образования, либо два года для студентов непрофильных направлений.
По мнению проректора НИЯУ МИФИ Елены Весны, необходима тщательная проработка вопроса о том, какие специалисты и на какие направления в магистратуру смогут поступать, а какие нет.
- Недопустимо, когда окончивший бакалавриат по экономике поступает, например, в магистратуру инженерного профиля. И наоборот. Это иллюзия, что за два года можно стать квалифицированным экономистом, не имея базовой профильной подготовки. Что касается смежных направлений, то здесь можно сохранить возможность смены направления в магистратуре. Тем более, что реальная практика показывает: выпускники часто работают не по своему, а по смежному направлению, и рынок принимает таких специалистов как профильных. Например, выпускники инженерных специальностей часто работают в области IT‑технологий и наоборот.
- Недопустимо, когда окончивший бакалавриат по экономике поступает, например, в магистратуру инженерного профиля. И наоборот. Это иллюзия, что за два года можно стать квалифицированным экономистом, не имея базовой профильной подготовки. Что касается смежных направлений, то здесь можно сохранить возможность смены направления в магистратуре. Тем более, что реальная практика показывает: выпускники часто работают не по своему, а по смежному направлению, и рынок принимает таких специалистов как профильных. Например, выпускники инженерных специальностей часто работают в области IT‑технологий и наоборот.
А вот в МИСИС давно отошли от понятия "профильная-непрофильная" магистратура, сделав фокус на междисциплинарности.
- Все магистерские программы Университета МИСИС готовят специалистов, способных решать комплексные задачи, - рассказал "РГ" проректор по образованию НИТУ МИСИС Александр Волков. - Например, не просто металлургов или айтишников, но разработчиков цифровых решений для промышленных производств или создателей цифровых двойников. Поступить в такую магистратуру может как бакалавр, закончивший "прикладную математику", так и "металлургию". За время обучения студент получает дополнительные специальные знания, которые позволяют ему работать на стыке профессиональных областей. Вск междисциплинарные магистерские программы мы открываем совместно с партнерами, ориентируясь на запросы бизнеса и рынка труда.