Новости курсы для детей в Уфе

Синдром третьей четверти: почему зимой учиться сложнее и как поддержать школьника

В холодные и тёмные месяцы бывает трудно всем.

Что такое синдром третьей четверти

И родители, и учителя часто замечают, что после новогодних каникул многие школьники учатся хуже, чем ещё месяц назад. Дети становятся более вялыми или наоборот — взвинченными и нервными. Они медленнее усваивают информацию и разбираются в новых темах. Многим становится труднее делать домашние задания. А на запоминание того же объёма материала, что и осенью, ученику требуется гораздо больше времени.
Даже у ребят, которые всегда учатся с удовольствием, могут возникнуть проблемы. Причём не только связанные с учёбой — у детей часто портится настроение, и даже любимыми хобби мальчики и девочки порой занимаются без привычного энтузиазма.
Как правило, подобные симптомы могут возникнуть у школьников в середине января, а максимально проявиться — в феврале — начале марта. Врачи и педагоги нередко называют такой спад «синдромом третьей четверти» — это устойчивое выражение родители могут услышать и от классного руководителя, и от школьного психолога.

В чём причины физического и эмоционального спада

Их несколько, причём все они действуют в комплексе.

Нехватка солнечного света

Это одна из главных причин апатии и сниженной энергии. Исследования показывают, что недостаток ультрафиолета ухудшает когнитивные способности. А значит, изучать и запоминать новую информацию становится сложнее. Ну а короткий световой день, когда все мы просыпаемся и выходим из дома в темноте, может стать одной из причин подавленного настроения.

Холод на улице

Чтобы чувствовать себя комфортно, нужно надевать несколько слоёв тёплой одежды. И всё равно порой мёрзнут руки, а от ледяного ветра не спасает даже самый тёплый и пушистый шарф. Через 1–2 месяца такой погоды даже мысль о необходимости выходить на улицу может испортить настроение и вызвать апатию.

Нехватка витаминов, несбалансированное питание

Зимой многие едят гораздо меньше свежих овощей и фруктов. Зато налегают на десерты: конфеты, булочки, горячие напитки с большим содержанием сахара. Организм может отреагировать на такой режим питания упадком сил и сниженным настроением.

Частые ОРВИ и другие инфекционные заболевания

Зимой, как правило, люди чаще встречаются с многочисленными респираторными вирусами. И школьники не исключение. Нередко из‑за болезни в классе отсутствуют 2–3 человека, а то и больше. Болезнь тоже отнимает ресурсы у организма, и ребёнку может просто не хватить сил на все обязательные, дополнительные и внешкольные занятия.

Долгий учебный период

Третья четверть длиннее, чем остальные. При этом первая, которая короче совсем ненамного, субъективно пролетает быстрее. Ведь осенью добавляется много новых предметов, непривычных занятий и свежих впечатлений.
Вторая четверть проходит в ожидании Нового года, подарков, длинных выходных и праздничных развлечений. Четвёртая — финальный рывок перед летними каникулами, поэтому пережить её тоже проще.
А вот третья четверть не просто самая долгая — нередко именно на этот период приходится много новой и сложной информации. Причём в конце школьников не ждёт награда — нет ни ярких праздников, ни длинных каникул. Поэтому преодолеть эти месяцы бывает сложнее.

Давление учителей

Увы, эта причина часто усиливает действие всех остальных. То и дело школьники слышат: «Третья четверть — самая серьёзная. Если не усвоите программу сейчас — будут пробелы в знаниях. Значит, потом вы плохо напишете контрольные и получите проблемы на экзаменах».
Кроме того, учителя нередко говорят, что оценки за третью четверть могут быть более весомыми, чем за остальные. И если у школьника, например, две итоговых тройки и две четвёрки, то годовая оценка может быть именно такой, как в третьей четверти. Поэтому, добавляют педагоги, стоит приложить больше усилий, заниматься активнее, и вообще — «относиться к учёбе ответственно, а то потом придётся жалеть об упущенных шансах».
Такое давление вряд ли поможет школьникам раскрепоститься и учиться с удовольствием. Наоборот — многие чувствуют, что просто не справляются с нагрузкой, и никак не могут исправить ситуацию.

Как помочь ученику преодолеть сложную третью четверть

Если у ребёнка подавленное настроение, если ему стало сложнее выполнять домашние задания и совсем не хочется ходить в школу, стоит убедиться, что он здоров. Иногда подобные состояния могут сигналить о некоторых проблемах. Например, о неполном выздоровлении после перенесённой ОРВИ. В таком случае стоит обсудить ситуацию с врачом и при необходимости пройти назначенный им курс лечения.
Если же все показатели в норме и доктор не видит никаких проблем, справиться с ситуацией будет проще. Помните, что зима закончится, и многие трудности окажутся позади.

Покажите ребёнку, что вы на его стороне

Главное, что стоит сделать, — поддержать ребёнка. Важно, чтобы школьник понял: он не один, и вы вместе справитесь с проблемами. Если он ощущает постоянное давление со стороны учителей, слышит обвинения в лени и безответственности, можно побеседовать с классным руководителем. Порой такого разговора бывает достаточно, чтобы ослабить внешний пресс.
Но иногда давление со стороны не прекращается. Тогда стоит общими усилиями всех членов семьи превратить дом в место, где каждый может расслабиться, отдохнуть и восстановить силы. Тихая гавань хороша в любое время года. Но в холодные и тёмные зимние месяцы она особенно нужна — и детям, и взрослым.

Разработайте облегчённый вариант дневного расписания

Вот как это сделать:
  • Выберите вместе со школьником приоритетные и менее важные дела. К первым можно отнести школьные предметы, которым стоит уделять внимание ежедневно, значимые для ребёнка соревнования или конкурсы, а также любимые хобби. Увлечения тоже очень нужны: они помогут не превратить занятия в рутину и станут источником положительных эмоций.
  • Составьте индивидуальное расписание занятий для ребёнка. Сначала стоит внести в график все значимые дела. Если после их выполнения останется время и силы на менее приоритетные пункты — отлично. Если нет — ничего страшного, можно будет заняться ими позже. Даже если он не выполнит какое‑нибудь домашнее задание — это не катастрофа.
  • Определите комфортный для школьника режим. В ежедневном графике стоит предусмотреть время для отдыха и не занимать его никакими обязательными делами. Ещё у ребёнка должно быть достаточно времени для сна. Учёные считают, что норма для детей с 6 до 13 лет — 9–11 часов сна в сутки, с 14 лет — 8–10 часов. Также стоит запланировать регулярные прогулки — лучше ежедневные. Если погода позволяет, стоит больше времени ходить пешком.

Сделайте рацион максимально здоровым

Не стоит есть вместо любимых блюд только шпинат, варёную рыбу и морковку: резкие изменения в питании могут лишь усилить стресс. А вкусные блюда, пусть и не идеальные с точки зрения ЗОЖ, способны повысить настроение всем членам семьи. Поэтому попробуйте не менять рацион кардинально, но добавить больше овощей и заменить полуфабрикаты натуральными продуктами.

Выберите праздники, которые вы обязательно будете отмечать вместе

Позитивные эмоции помогут вам легче справиться с проблемами. Праздники могут не совпадать с общепринятыми, но стать важными для вашей семьи.
Вы смело можете запланировать, например, день любимых десертов и приготовить или купить самые вкусные по мнению ваших родных сладости. Или провести целую неделю комедий и после ужина смотреть один из фильмов всей семьёй. Подумайте, что доставит удовольствие именно вашим близким.
И ещё. Стараясь помочь ребёнку, не забывайте и о себе. Постарайтесь сами сохранять баланс между делами и отдыхом и ищите способы восстанавливать силы.