6 навыков, которые помогут ребёнку найти крутую работу в будущем
Без них профессиональные знания просто не удастся применить.
В идеале эти навыки стоит начинать развивать у ребёнка уже с 3–4 лет, но упражнения, которые мы разберём в статье, сработают с детьми и подростками любого возраста.
1. Креативность
Одним из ключевых навыков будущего является креативное мышление — умение находить нестандартные решения для стандартных задач. Оно открывает перед подростком самые широкие горизонты.
Креативность нужна далеко не только дизайнерам и рекламистам. Специалист с такой жилкой — это генератор самых разнообразных идей для выхода из сложных ситуаций. Инженеры, аналитики, управленцы, журналисты, маркетологи — любой профессионал только выиграет от умения смотреть на проблему шире, чем принято.
Как развивать навык
Существует несколько упражнений, которые помогут изменить привычный ход мыслей. При их выполнении не забывайте поддерживать ребёнка и ни в коем случае не высмеивайте — иначе в будущем он может избегать делиться своими идеями.
Постройте неожиданные связи между предметами. Например, подумайте, что общего у сумки и банана? Оба предмета могут быть жёлтыми и иметь продолговатую форму.
Придумайте нестандартные способы применения предметов. Например, где можно применить карандаш? Им можно не только рисовать, но и закручивать бумагу для поделок, размешивать краски или пользоваться как рогаткой. Договоритесь, что нужно назвать не менее 30 вариантов: это расширит границы от очевидных до действительно креативных решений.
Составьте рассказ из 100 слов или сделайте презентацию из 10 слайдов. Предложите ребёнку рассказать что‑нибудь, имея в запасе ровно 100 слов. Или устройте вечер защиты домашних проектов. Как вариант — презентация из 10 слайдов с заголовком «Почему нам нужно завести собаку». Важно показать, что даже при ограниченных ресурсах возможно максимально глубоко и интересно раскрыть тему.
2. Умение мыслить критически
Интернет полон самой разной и при этом не всегда правдивой информации. Умение смотреть на проблему с новых ракурсов, не принимать на веру всё, что говорят, и делать объективные выводы — фундаментальные навыки, которые стоит развивать ещё со школьной скамьи.
Они пригодятся людям самых разных специальностей, включая творческие профессии, которые уже не ориентируются на одно лишь вдохновение. Ведь на первом плане теперь объективность и доказательность.
Как развивать навык
Тренировать умение мыслить критически можно в игровом формате — так увлечь ребёнка будет проще.
Найдите два текста на одну и ту же тему. Например, про глобальное потепление. Разберите, как авторы раскрывают тему, чем различаются их аргументы, на какие исследования они ссылаются. Это упражнение научит ребёнка всегда составлять собственное мнение и поможет не поддаваться влиянию рекламы в интернете.
Поиграйте с ребёнком в учёного. Дайте ему утверждение, которое нужно доказать с помощью как минимум трёх аргументов. Например, люди не могут жить вне общества. Почему? Потому что:
1. Человек — существо социальное.
2. Человеку важно чувствовать себя нужным и к чему‑то причастным.
3. Навыки и таланты невозможно реализовать вне общества.
Поиграйте в «Факт или мнение». Возьмите статью, где авторы высказывают свои предположения, и попросите ребёнка определить, где факт, а где мнение. В качестве примера приведём такой отрывок: «Учёные предположили, что заброшенный город цивилизации инков Мачу‑Пикчу, являющийся объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, мог на самом деле называться Уайна‑Пикчу». То, что заброшенный город является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, — это факт, а предположение учёных о том, что этот город мог называться по‑другому, — мнение.
Составьте список того, что вы знаете и что вам неизвестно о каком‑нибудь объекте. Возьмите, к примеру, слона в зоопарке. Вы знаете, что это млекопитающее, оно имеют серый окрас и живёт в Индии. Но вы понятия не имеете, чем слоны питаются и сколько лет в среднем живут. Благодаря этому упражнению ребёнок осознаёт, сколько всего мы можем не знать о вроде бы всем известном объекте. А значит, важно проверять всё, что говорят вокруг, а не принимать это сразу же на веру.
3. Умение работать в команде
Этот навык позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми и применять свои способности для достижения общей цели.
Сотрудничество в команде открывает в людях их сильные и слабые стороны и расширяет кругозор, ведь участники учатся смотреть на задачу под разными углами и с вниманием относиться к чужому мнению.
На рынке труда умение работать в команде требуется чуть ли не в каждой вакансии. Однако во время школьных занятий учителя не всегда уделяют внимание этому навыку. А значит, придётся поработать с ребёнком самостоятельно.
Как развивать навык
Всё зависит от вашей фантазии. В качестве примеров приведём следующие техники:
Откажитесь от каких‑то домашних обязанностей и посмотрите, как на это отреагирует ребёнок. Захочет ли он выполнить их самостоятельно или будет убеждать вас вернуться к ним, развивая тем самым навык организатора.
Дайте группе детей совместное задание. Например, подготовить подарки мамам к 8 Марта за два часа. Понаблюдайте за детьми, а затем резюмируйте, кто придумал больше всего идей, кто помогал с организацией, а кто делал всё самостоятельно и ни с кем не советовался.
Обсудите с ребёнком важность каждой роли в командной работе на примере спортивной игры. Допустим, футбола. Что будет, если убрать вратаря с поля? А зачем нужен тренер? Почему нельзя быть нападающим и защитником одновременно?
Научите ребёнка браться с энтузиазмом за любые мелочи. Например, мыть посуду не только за собой, выключать свет даже в коридоре и мыть пол на кухне. Чтобы подогреть интерес, придумайте систему мотивации. Например, финский детский психолог Бен Фурман в своей книге «Навыки ребёнка в действии» рекомендует планировать вместе праздник, посвящённый успешному усвоению навыка. Как правило, дети любят не только сами вечеринки, но и подготовку к ним. Их это мотивирует не забрасывать дело, а родителям придаёт уверенность, что навык точно будет освоен.
4. Умение адаптироваться к изменениям
В наши дни мир меняется быстрее, чем даже 10 лет назад. Разрабатываются новые технологии, круг знакомств расширяется, на рынке труда постоянно появляются новые профессии и умирают старые.
Умение быстро адаптироваться ко всем этим переменам делает из человека настоящего профессионала. Он сможет выйти из зоны комфорта, подстроиться под запросы рынка и найти применение своим навыкам в тех индустриях, которые наиболее востребованы прямо сейчас.
Как развивать навык
Лучший способ сделать мышление детей более гибким — внести изменения в их привычный распорядок дня.
Попробуйте вместе с ребёнком новые методы решения домашних заданий. Например, вместо привычного калькулятора используйте бумагу и ручку или вовсе выполняйте все вычисления в уме.
Предложите ребёнку делать рутинные вещи другой рукой. Например, чистить зубы, обедать или закрывать дверь. Многие психологи утверждают, что дети к таким экспериментам относятся с большим энтузиазмом. А Пол Деннисон в своей книге «Гимнастика мозга» пишет, что новизна стимулирует мозг работать лучше, ведь развиваются оба его полушария.
Выполните упражнение «А что, если…». Придумайте интересную идею или ситуацию и предложите ребёнку порассуждать. Например: «А что, если в мире полностью отключат интернет?»
Сыграйте в Шерлока Холмса. Выберите знакомое ребёнку место — комнату, парк, дорогу из школы домой — и скажите, что здесь произошло преступление. Для этого заранее сочините небольшую предысторию и разложите улики. Например, обрывок записки или чей‑то шарф. Задача ребёнка — расследовать преступление. В процессе игры он научится проявлять внимание к деталям, смотреть на вещи под разными углами и делать логические выводы.
Почитайте книгу вместе с ребёнком. Чтение стимулирует наш мозг и развивает воображение. Мы начинаем лучше понимать реальность, учитываем точки зрения, отличные от наших, и приобретаем новые знания, которые пригодятся в условиях неопределённости.
5. Умение концентрировать внимание
Детям удерживать внимание на определённых вещах сложнее, поскольку их мозг ещё недостаточно развит. Однако чем раньше ребёнок начнёт осваивать этот навык, тем проще ему будет учиться в школе и строить карьеру в будущем.
Важное замечание: умение удерживать внимание развивается не только в процессе сложной деятельности. Например, когда дети рисуют, строят город из конструктора, смотрят видео на планшете или играют в игру, смысл которой вам самим непонятен, они тоже развивают концентрацию. И в такие моменты лучше им не мешать.
Как развивать навык
Удерживать внимание на важном можно разными способами:
Учите стихи. Выберите любимого поэта или тему, которая интересна ребёнку. Начните с одного стихотворения (или даже отрывка) в неделю и постепенно увеличивайте нагрузку.
Используйте метод «помидора» во время выполнения задач, которые требуют от ребёнка усидчивости и концентрации. Его предложил ещё в 80‑х годах прошлого века эксперт по тайм‑менеджменту Франческо Чирилло. Один «помидор» — это 25 минут работы, за которыми следует пятиминутный перерыв. Всего нужно «съесть» четыре «помидора», после чего можно отдыхать 15–30 минут. Чтобы ребёнок охотнее занимался, придумайте систему мотивации. Например, после четырёх «помидорок» можно пойти полакомиться чем‑нибудь вкусным или полистать социальные сети.
Запишите ребёнка в спортивную секцию. Казалось бы, совет абсолютно не связан с концентрацией внимания, но это не так. Физические упражнения помогают мозгу игнорировать отвлекающие факторы и тренируют силу воли. А она, как известно, положительно влияет на нашу способность фокусироваться.
6. Самостоятельность
Самостоятельный человек способен понимать, чего он хочет от жизни, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. Именно в детстве у человека начинают формироваться воля и способность к самоконтролю, а новые возможности толкают детей на бесконечное количество экспериментов.
Воспитывая самостоятельность в ребёнке, вы должны научиться постепенно его отпускать, принимать взросление, не ограждать от ошибок и возможности на них учиться. Этот процесс лучше начинать с самого детства, чтобы сформировались условия для чувства уверенности при любых переменах и достижения бóльших успехов в карьере.
Как развивать навык
Психологи рекомендуют следующие техники:
Начинайте развивать самостоятельность с простых бытовых вещей. В 2–3 года ребёнок может освоить, как одеваться без помощи взрослых, застилать постель и мыть руки. В 4–5 лет — завязывать шнурки, убирать со стола, кормить животных или поливать цветы. В 6–8 лет — собирать рюкзак в школу, мыться и соблюдать гигиену.
Практикуйте упражнение «Встречный вопрос». Когда ребёнок спросит вас о чём‑то, не стремитесь сразу решать всё за него — позвольте ему подумать самостоятельно. Используйте встречные реплики: «Что бы сделал(а) ты?», «Давай поразмыслим. Какие у нас есть варианты?» или «Какой ответ тебе больше подходит?». По мере взросления увеличивайте количество и сложность вопросов. Так дети постепенно понимают, что к любому решению в жизни можно прийти самостоятельно.
Давайте ребёнку право на ошибку. Когда он впервые будет делать себе завтрак, может получиться невкусно или несъедобно, но это будет его ошибка, которую нужно вместе проанализировать. Иначе ребёнок всегда будет полагаться на вас и обвинять других в неправильных решениях в будущем.
Подкрепляйте правила личными примерами. Дети так устроены, что хорошо имитируют всё, что делают взрослые. Расскажите сыну или дочери о своих достижениях — как поступали в вуз без помощи родителей или как самостоятельно устраивались на работу. Это вдохновит ребёнка, и в будущем ему будет проще взять ответственность за свои решения.