Как хочется родителям, чтобы ребенок рос если не гением или вундеркиндом, то по крайней мере успешным и всесторонне развитым человеком. Доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования Регина Мачинская рассказала, как помочь детям максимально успешно пройти самые важные периоды развития мозга, причем без особых материальных вложений. Потребуются лишь родительские любовь, терпение и внимание.
Регина Мачинская: Возможности освоения новых знаний и регуляции сложных форм поведения у человека совершенствуются на протяжении длительного периода, во многом это связано с развитием мозга. Согласно данным последних нейрофизиологических исследований, его созревание продолжается до 25-30 лет. Но есть особые, критически важные этапы. Младенческий возраст, переход от предшкольного к младшему школьному и, наконец, подростковый период - вот реперные точки, имеющие принципиальное значение.
Предшкольный и подростковый возраст - время, когда ребенок сталкивается с повышенными нагрузками и требованиями.
Предшкольный и подростковый возраст - время, когда ребенок сталкивается с повышенными нагрузками и требованиями.
Регина Мачинская: Да, биологические и социальные факторы развития сходятся именно в этих точках. Долгое время в науке и общественном сознании физиологическое созревание и становление личности, формирование психологических особенностей шли как бы параллельно. Но в последние десятилетия, когда стали доступны результаты исследований здорового мозга в различных ситуациях, выяснилось, что процессы взаимосвязаны.
Ученым удалось установить: социальное взаимодействие человека влияет на развитие его мозга. Родители должны знать: то, как они с ребенком себя ведут, как общаются - на позитивном фоне или больше на негативном, непосредственно влияет на развитие подрастающей личности. И не стоит рассчитывать на лучшее, если придерживаться угнетающего стиля общения или два года не обращать внимания на ребенка, а потом спохватиться.
Младенец: взаимодействие
Регина Мачинская: Особенно в этом отношении важен младенческий период. Так устроен человек как биологический вид - ему с рождения необходимо взаимодействие с близким взрослым, не обязательно биологическими родителями. С момента появления на свет физиологические системы младенца настроены на восприятие социально значимой информации, связанной с выражением лица, жестами и даже восприятием определенных речевых паттернов. Если такая потребность удовлетворяется, она активирует развитие когнитивных процессов и высших психических функций.
То есть именно при эмоциональном взаимодействии со взрослым ребенок включается в обучение? Он осваивает речь, когда ему улыбаются…
Регина Мачинская: Да, запускается процесс физиологического развития, и пусковым механизмом становится эмоционально-позитивная коммуникация со взрослым. Конечно, процесс развития не остановится, если у ребенка нет близкого взрослого, но будет менее благоприятным.
Регина Мачинская: Да, запускается процесс физиологического развития, и пусковым механизмом становится эмоционально-позитивная коммуникация со взрослым. Конечно, процесс развития не остановится, если у ребенка нет близкого взрослого, но будет менее благоприятным.
Может, дети не получают каких-то интеллектуальных стимулов?
Регина Мачинская: Исследования показывают: дело не в ограничении информации, а в узости социального взаимодействия. Вы не можете окружить ребенка огромным количеством игрушек и надеяться, что пассивное восприятие ярких предметов существенно повлияет на познавательное развитие. Благоприятным условием является так называемое совместное внимание. Акцентируя на чем-то внимание ребенка просто жестом и взглядом, взрослые способствуют активации определенных структур мозга, в том числе лобных, ответственных за произвольное усвоение информации. Влияние совместного внимания на активацию мозга и его созревание у младенцев подтверждено нейрофизиологическими исследованиями.
Какие эксперименты проводились?
Регина Мачинская: Допустим, ребенок просто сидит и его внимание привлекает движущийся или контрастный объект на экране монитора. В это время регистрируется электрическая активность коры головного мозга. Ребенок может достаточно быстро потерять интерес к тому, что происходит на экране, а вот если в той же ситуации взрослый находится рядом и взглядом или жестом показывает малышу на тот же объект, усиливается активность структур мозга, связанных с обеспечением зрительного внимания.
Регина Мачинская: Исследования показывают: дело не в ограничении информации, а в узости социального взаимодействия. Вы не можете окружить ребенка огромным количеством игрушек и надеяться, что пассивное восприятие ярких предметов существенно повлияет на познавательное развитие. Благоприятным условием является так называемое совместное внимание. Акцентируя на чем-то внимание ребенка просто жестом и взглядом, взрослые способствуют активации определенных структур мозга, в том числе лобных, ответственных за произвольное усвоение информации. Влияние совместного внимания на активацию мозга и его созревание у младенцев подтверждено нейрофизиологическими исследованиями.
Какие эксперименты проводились?
Регина Мачинская: Допустим, ребенок просто сидит и его внимание привлекает движущийся или контрастный объект на экране монитора. В это время регистрируется электрическая активность коры головного мозга. Ребенок может достаточно быстро потерять интерес к тому, что происходит на экране, а вот если в той же ситуации взрослый находится рядом и взглядом или жестом показывает малышу на тот же объект, усиливается активность структур мозга, связанных с обеспечением зрительного внимания.
Дошкольник: план действий
Давайте на вторую реперную точку переместимся. Что происходит в предшкольном возрасте?
Регина Мачинская: Если говорить о созревании мозговых структур, идет формирование клеточных ансамблей, нейронных сетей, отвечающих за развитие произвольной регуляции - способности достичь определенной цели. Она активно формируется между пятью и семью годами. Множество исследований показывает: серьезный переход к эффективности этих функций происходит примерно в шесть лет. В четыре года есть определенные ограничения: системы, обеспечивающие концентрацию на цели, еще не готовы.
У младенцев самое важное - эмоциональное взаимодействие и совместная деятельность. А у дошкольника?
Регина Мачинская: Эффективность рабочей памяти - способности удерживать информацию, нужную здесь и сейчас для достижения цели, - хороший критерий прогноза возможности обучения не только в начальной школе, но и дальше. Поэтому рабочая память ценнее, чем навыки чтения и письма.
Регина Мачинская: Эффективность рабочей памяти - способности удерживать информацию, нужную здесь и сейчас для достижения цели, - хороший критерий прогноза возможности обучения не только в начальной школе, но и дальше. Поэтому рабочая память ценнее, чем навыки чтения и письма.
Как стимулировать ее развитие?
Регина Мачинская: В повседневных делах. Например, ребенок учится сам собираться на прогулку. Нам кажется очевидным алгоритм: сначала надеть брюки, потом ботинки, но для малыша определить последовательность действий и придерживаться плана - сложная задача. Поэтому не стоит оставлять малыша наедине со шкафом, лучше терпеливо поправлять его на первых порах. Другие варианты - совместное приготовление блюда по рецепту, составление списка покупок и поиск их в магазине, планирование выходных. Сделайте вид, что вы что-то забыли купить или поставить на стол во время обеда, чтобы малыш постарался сам найти "пропущенное звено" в вашем совместном плане.
Регина Мачинская: В повседневных делах. Например, ребенок учится сам собираться на прогулку. Нам кажется очевидным алгоритм: сначала надеть брюки, потом ботинки, но для малыша определить последовательность действий и придерживаться плана - сложная задача. Поэтому не стоит оставлять малыша наедине со шкафом, лучше терпеливо поправлять его на первых порах. Другие варианты - совместное приготовление блюда по рецепту, составление списка покупок и поиск их в магазине, планирование выходных. Сделайте вид, что вы что-то забыли купить или поставить на стол во время обеда, чтобы малыш постарался сам найти "пропущенное звено" в вашем совместном плане.
Подросток: поддержка
Переходим к подростковому периоду...
Регина Мачинская: С точки зрения нейрофизиологии подросткового возраста важной особенностью является усиление активности так называемой системы награды. Эти структуры в глубине мозга сигнализируют: определенное действие принесет положительный результат. В то же время активность систем, нацеленных на оценку возможного негативного результата, наоборот, снижена, и подросткам трудно долго поддерживать уровень мотивации, сохранять внимание, особенно когда результат отложен на неопределенный срок. Кроме того, снижается уровень понимания негативного эмоционального состояния другого человека, неблагоприятных последствий своих действий, что часто приводит к конфликтам с родителями или сверстниками, вплоть до жестокости и агрессии. Из позитивного - намного возрастает способность освоения новых типов деятельности.
Когда наступает этот этап?
Регина Мачинская: По-разному, конечно, но в основном в 12-14 лет.
Чем могут помочь родители?
Регина Мачинская: Раз у подростка есть нацеленность на положительный результат, нужно понимать, в каком направлении он будет двигаться без насильственных действий со стороны взрослого, заранее присматриваться к тому, что получается у ребенка, и стимулировать его движение в правильном направлении. Возможно, поначалу не все получится и ему понадобится поддержка. Конечно, позитивная оценка и спокойный эмоциональный фон важны в любом возрасте, но у подростка острее выражена потребность в признании, любви, уважении. Поскольку у него по биологическим причинам снижена работоспособность, взрослые начинают обращать внимание только на эту особенность, а то, в чем он добивается успеха, принимают как само собой разумеющееся. Лучше лишний раз сказать: "Ты молодец!", - чем читать нравоучения. Теоретически звучит понятно и логично, но достаточно сложно выполнить при взаимодействии с реальными подростками.
Регина Мачинская: По-разному, конечно, но в основном в 12-14 лет.
Чем могут помочь родители?
Регина Мачинская: Раз у подростка есть нацеленность на положительный результат, нужно понимать, в каком направлении он будет двигаться без насильственных действий со стороны взрослого, заранее присматриваться к тому, что получается у ребенка, и стимулировать его движение в правильном направлении. Возможно, поначалу не все получится и ему понадобится поддержка. Конечно, позитивная оценка и спокойный эмоциональный фон важны в любом возрасте, но у подростка острее выражена потребность в признании, любви, уважении. Поскольку у него по биологическим причинам снижена работоспособность, взрослые начинают обращать внимание только на эту особенность, а то, в чем он добивается успеха, принимают как само собой разумеющееся. Лучше лишний раз сказать: "Ты молодец!", - чем читать нравоучения. Теоретически звучит понятно и логично, но достаточно сложно выполнить при взаимодействии с реальными подростками.
Многие родители с трех лет начинают нагружать ребенка, рассчитывая к семи годам воспитать вундеркинда…
Регина Мачинская: Начинать подготовку к школе целесообразно между пятью и шестью годами, а систематическое обучение в школе - в среднем после 6,5 года. С точки зрения развития мозга ребенок 5-6 лет уже готов к тому, чтобы последовательно организовать свои действия для постепенного овладения чтением, письмом, для умения рисовать. Данные достаточно новые, мы получили их при исследовании базовых процессов, необходимых для так называемого когнитивного планирования, у детей с трех до семи лет. Речь о понимании причинно-следственных отношений, выстраивании определенного порядка действий, развитии рабочей памяти - возможности удерживать нужную информацию для совершения какого-то действия. И скачок в развитии этих функций наблюдался как раз после 5 лет.
Регина Мачинская: Начинать подготовку к школе целесообразно между пятью и шестью годами, а систематическое обучение в школе - в среднем после 6,5 года. С точки зрения развития мозга ребенок 5-6 лет уже готов к тому, чтобы последовательно организовать свои действия для постепенного овладения чтением, письмом, для умения рисовать. Данные достаточно новые, мы получили их при исследовании базовых процессов, необходимых для так называемого когнитивного планирования, у детей с трех до семи лет. Речь о понимании причинно-следственных отношений, выстраивании определенного порядка действий, развитии рабочей памяти - возможности удерживать нужную информацию для совершения какого-то действия. И скачок в развитии этих функций наблюдался как раз после 5 лет.