Новости курсы для детей в Уфе

Подготовка по требованию

Педагог Лола Шурыгина — о главных ошибках родителей накануне 1 сентября
Взрослые часто не понимают, что ребенок не умеет автоматически переключаться из режима каникул в рабочий, тем более делать это за одну ночь — с 31 августа на 1 сентября. Психика любого человека инертна, а ребенка — тем более. Гулять, играть, развлекаться — это их естественное состояние, а учиться в школе по расписанию — совершенно несвойственный для них режим труда и напряжения.

Рассчитывать на силу воли в школьном возрасте бессмысленно, так как это качество только начинает развиваться и его не хватает для успешного переключения. Родители не понимают этого и давят на детей, ругают их. А те в ответ «внезапно» становятся непослушными и нерадивыми учениками.

Взрослые считают, что ребенок может сам настроиться на успешную учебу. Но это возможно только в одном случае — если родители начинают изменять каникулярный режим с середины августа, а не в последние несколько дней лета. В противном случае «неожиданно» начавшиеся ранние подъемы и попытки вернуть позабытые за три месяца каникул знания создадут атмосферу нервозности.
Если перестраивать ребенка на школьный ритм заранее, с последних недель августа, он психологически привыкнет к мысли о начале занятий и будет просыпаться в хорошем настроении, а его организм не станет перенапрягаться по утрам и формировать негативное отношение к школе. Начиная с середины августа с младшими школьниками можно поиграть в таблицу умножения и вместе начать читать новую книгу, а старшим — предложить позаниматься с репетитором 1–2 раза в неделю.

Самая большая ошибка, которую могут совершить родители — собрать и подготовить все школьные принадлежности за ребенка отдельно от него. В таких случаях младшие дети начинают плохо ориентироваться в расписании уроков, новых учебниках, тетрадках и вообще привыкают жить на всем готовом.

Навыки самостоятельной подготовки рабочего места, организации своего пространства потребуются во взрослой жизни, но воспитывать их крайне важно с самого детства. А совместные сборы — отличный, простой и очень эффективный инструмент проработки критического осмысления нового этапа жизни, навыка самоорганизации, работы над ошибками и создания нужного эмоционального настроя для подготовки к новому учебному году.

Родителям также важно помнить, что их негативные комментарии, предвзятое или отрицательное отношение к школе и педагогам демотивируют ребенка. Если они ставят под сомнение компетентность педагога, то он теряет авторитет в глазах ученика.

Еще одним краеугольным камнем в образовательном процессе могут стать завышенные ожидания родителей: мама с папой тревожатся, сможет ли ребенок спокойно и уверенно вернуться к учебе, поэтому начинают вести себя не совсем адекватно. В результате их чрезмерное давление перечеркивает для их ребенка приятное ожидание встречи с одноклассниками, мешает развитию интереса к новым предметам и портит радость от новых впечатлений.
Но ответственность за адаптацию ученика лежит не только на родителях. Учитель должен дать детям почувствовать, что он — часть их коллектива, только более опытный и авторитетный. Но при этом педагог обязан соблюдать дистанцию и не допускать панибратского тона. В ином случае это нарушит представление детей об иерархии и дестабилизирует поведение в классе.

Еще одна частая ошибка, когда учителя начинают забрасывать детей большим объемом учебного материала уже в сентябре. Так они рассчитывают, что школьники всё осилят, приспособятся и бодро пойдут дальше. Но этот подход не совсем понятен, так как детям необходимо дать время на адаптацию к новым условиям. Школа — это неестественная среда ребенка, за три месяца каникул происходит «откат» — ученики отвыкают трудиться в регулярном режиме.

Поэтому нагружать детей сразу с начала учебного года бесконечными домашними заданиями бесполезно. Лучше начать с простого повторения пройденного материала. На заученных текстах и примерах задач детям будет проще снова почувствовать вкус к обучению.